В связи с недавним инцидентом (утеря ключей сертификата и попытка восстановления кошелька в системе Webmoney) редакция обратилась за разъяснениями к Шуваеву Вячеславу Александровичу, ведущему юрисконсульту Юридического управления "Мособлгаза".
Андрей Панин: Как Вы считаете, Webmoney действительно специально подстраивает данную
ситуацию, или это недоработка их юристов?
Вячеслав Шуваев: Сказать не могу, пока сам не работал с проблемой, т.к. это может быть и специально - но мало вероятно, исходя из того, что я слышал о Webmoney.
Может, случайно. Но есть третий и четвертый варианты: это махинации по присвоению денег клиентов рядовыми сотрудниками системы. И следующий: все происходящее одобрено молчаливым согласием руководства по разным причинам
(соучастие, тестирование реакции клиентов с последующим возвратом или присвоением денег и др).
А.П.: Почему заявление не заверяется нотариусом?
В.Ш.: Они считают, что не должны заверять. Но всегда находиться нотариус, который поможет.
А.П.: Что можно посоветовать герою в данном случае?
В.Ш.: Во-первых: обратиться в организацию письменно.
Во-вторых: если организация бездействует, обратиться в правоохранительные органы. Даже если уголовного дела не будет, то можно будет собрать документы для гражданского иска. Кроме того, сам факт обращения может решить вопрос.
А.П.: Есть ли прецеденты подобных дел?
В.Ш.: Лично у меня нет.
А.П.: Что Вы думаете о юридической природе электронных денег?
В.Ш.: Ближе всего к бездокументарным ценным бумагам. Но есть огромнейшая проблема: форма. Если у вас есть письменное соглашение о применении технических средств (так сказать генеральное соглашение), то все в порядке, если нет, то сегодняшнее Российское гражданское право Вас не может защитить.
Текст: Андрей Панин